Для всех нас 2020 год внес свои коррективы во все сферы жизнедеятельности, Covid-19 стал несомненным интегратором в аналитических данных экономики в частности, и жизни нашей планеты, в целом. В связи с этим, многие тенденции и тренды, на которые мы опирались ранее, в прогнозах, изменились. Анализировать, а тем более прогнозировать стало намного сложнее. Мы решили немного разобрать фармацевтический рынок Узбекистана и попробовать проследить изменения на фоне борьбы со всемирным вирусом.
Развитию фармацевтической отрасли в период пандемии способствовала государственная поддержка местного производства, что помогло принять вызов в первой волне Covid-19 и снабдить необходимыми медикаментами страну. Отечественные заводы в короткий срок произвели рекордные объемы лекарственных средств для борьбы и профилактики коронавирусной инфекции. По данным Драг Аудит и IQVIA местное производство составляет порядка 15%-20% всего рынка Узбекистана. Несмотря на это повышенный̆ спрос на те или иные препараты, назначаемые врачами, которые были востребованы на фоне международных новостей о методах лечения ковида, что приводило к росту продаж данных препаратов, а порой и к их дефициту, в связи с тем, что производители и импортеры не всегда были готовы своевременно закрыть возникший спрос.
В связи с тем, что в Узбекистане отсутствуют единая база аналитики, мы опирались на информацию, полученную от «Драг Аудит», «IQVIA», органов сертификации и собственных источников, стараясь сделать свои выводы, объединив все данные вместе.
В 2020 году объем фармацевтического рынка Узбекистана в ценах «sell–out» составил суммарно 1,6 млрд. Долларов США. Рынок Узбекистана дал прирост более чем на 20% в суммарном выражении и более чем на 28% в количественном и несомненно, рост дали именно препараты для лечения ковида.
Первые места в рейтинге ТОП производителей среди европейских заводов, второй год подряд, держат за собой за собой компании: «KRKA», «Berlin Chemie» и «Sanofi». Так же хочется отметить следующие за лидерами такие компании как, «WorldMedicine», «Sandoz», «Abbot» и «Gedeon Richter», которые показывают постоянный рост на протяжении последних трех лет. Такие производители как «Bayer» и «Kusum» рвутся на лидерские позиции, показывая небывалый прирост последние 2 года более чем, в 2 раза. Хочу заметить, что на международных рынках «Bayer» практически всегда входит в топ-5 лидеров, поэтому мы будем с интересом наблюдать за их развитием в дальнейшем.
В рейтинге ТОП производителей СНГ лидируют три компании: «Фармак», «GMP» и «Юрия Фарм». Так же отличились «Stada», «Артериум», «Материа Медика» и «Синтез». Несмотря на то, что в этом году прогнозируется спад в сравнении с прошлым годом, в целом эти производители показывают очень неплохую динамику за последние годы. В то же время такие заводы как, «Фармстандарт», «Валента» и «Минскинтеркапс» показали небывалый прирост в прошлом году и держат планку в этом гому – более чем на 50%.
Среди ТОП локальных производителей Узбекистана лидерами являются такие заводы как «Jurabek», «NIKA Pharm» и «Nobel». Хотелось бы отметить, что кроме лидеров, такие производители, как «Dentafil», «Мерримед», «Радикс», «Темур Мед», «Самарканд Ингланд» и другие не только показывают очень хорошие показатели внутри страны, но и за ее пределами, осуществляя экспортную деятельность, что характеризуется высоким качеством производимой продукции по всем мировым стандартам.
Аналитика по странам за последние 3 года.
Европейские производители дали прирост как в количестве, так и в суммарном выражении. Мы видим прогнозируемый спад производителей России, Украины и Беларуси в этом году и скорее всего, это связано с наращиванием рынка местного производства, а также видно, что многие более дешевые дженерики из Китая и Индии вытесняют другие страны. Хочется отметить, что Индийские производители показывают постоянный рост, независимо от пандемии. Так же положительная динамика у Грузии, в основном, за счет роста Компании-производителя GMP. Спад Турции связан, конечно, с Компанией «Nobel», которая успешно локализовала свое производство в Узбекистане и показывает очень хорошую динамику.
На рынке Дистрибьюторов Узбекистана за последние 3 года прочно закрепились четыре Компании, такие как, «Meros» с долей рынка порядка 11%, «Grand Pharm» – доля 9%, «ASKLEPIY» – доля 8% и «Pharm Lyuks» – доля 4%. К сожалению, мы не имеем точных данных по продажам «sell out» многих Компаний и не можем иметь точные данные по доле всех Дистрибьюторов на рынке Узбекистана. Общая совокупная доля ТОП 10-ти Дистрибьюторов по прогнозу 2021 составит порядка 40%.
Среди аптечных сетей в Узбекистане лидеры все те же – франчайзинговая сеть «Best Pharm» и «Grand Pharm», принадлежащие одноимённой Дистрибьюторской Компании «Grand Pharm», «OXY MED» принадлежащая Компании «ASKLEPIYGroup». Так же очень хороший прирост в количестве показала в этом году сеть «OlamPharm», принадлежащая Корпорации «Meros». Отличилась сравнительно новая аптечная сеть «Vaccina» принадлежащая Дистрибьюторской Компании «Pharm Lyuks», которая согласно последним тенденциям на рынке начали наращивать свою сетку. Хочется отметить, что на рынке Узбекистана частные аптечные сети в общем количестве составляют порядка 600 аптек – около 10% всех аптек страны. Это очень мало, так как например, в России или в Казахстане самые маленькие аптечные сети начинаются от 100 аптек.
Общее количество активных аптек в Узбекистане по разным данным варьируется в районе от 6000-8000 точек. Опять же мы не обладаем данной информацией, так как она отсутствуют в открытом доступе. Получается, что у нас порядка одной аптеки на 4500 человек. По сравнению с Россией, где этот показатель примерно в 2 раза выше и составляет порядка 1 аптеки на 2 000 человек.
Что касается потребления лекарственных средств на душу населения, то она выросла – с 37 Долларов в 2019 году до 50 долларов в этом году. Так же и средняя стоимость одной упаковки выросла порядка на 10% за 2 года с 1 Доллара США в 2019 году до 1,1 Доллар США в 2021 году.
Если сравнивать данные показатели с ВВП Узбекистана – то последние несколько лет, кроме 2020 года ВВП в среднем рос на 3%, это значит ежегодный прирост фармацевтического рынка на 7-8% был закономерным. Но именно в 2020 году произошел огромный прирост в районе 30%, в сравнении с приростом ВВП в районе 1%, тут влияние пандемии дало свои плоды. Соответственно ожидается что в дальнейшем фармацевтический рынок войдет в привычное русло, будем наблюдать далее. Ожидаемый прирост ВВП этого года на 5-6% на сегодня никоем образом не отражается на показателях фармацевтического рынка.
Пандемия так же поменяла предпочтения в запросах потребителей. Если в 2019 году лидировали такие позиции как Вигантол, Дюфастон и Имудон, то в 2020 в лидеры вышли такие препараты как Курантил, Клексан, Арбидол и Эргоферон. В 2021 году уже стойко лидируют такие позиции как Ремдесвир, Курантил, Клексан и Вобензим. Данный спрос связан, в первую очередь, с дефицитом этих препаратов на рынке внутри страны. Потребители очень часто не могли найти данные препараты в ближайших аптеках, либо искали препараты по адекватной цене, используя приложение «ArzonApteka».
Если анализировать рынок в целом, то среди топ брендов в суммарном выражении в Узбекистане лидируют такие позиции как – «Тримол», «Терафлю», «Кюпен», «Канефрон», «Риноксил», «Л-лизина», «Нимесил», «Тивортин», «Ацц» и прочие.
По нашему прогнозу в 2021 году на фармацевтическом рынке Узбекистана не ожидается большого роста в суммарном выражении в сравнении с 2020 годом. В 2021 году ёмкость рынка составит порядка 1,7 млрд. Долларов США, что на 6% выше в суммарном выражении, чем в 2020 году. Скорее всего рынок прошлого года был «перенасыщен» и до сих пор «очищается». Так же на рост рынка этого года повлияет огромный «транспортный затор» на рынке Китая, что так же мешает производителям своевременно привозить сырье, как известно, именно Китай является крупнейшим поставщиком сырьевой базы.
Хотелось бы отметить, что с февраля 2022 года вводится обязательная маркировка лекарственных средств в Узбекистане. Мы очень надеемся, что данное постановление будет нести «поэтапный» переход и не приведет к дефициту препаратов, а также будет способствовать прозрачности рынка, что в дальнейшем приведет к более точным данным для аналитики фармацевтического рынка страны.
Автор статьи: Шаханова Инара Анваровна.
Менеджер по развитию бизнеса ASKLEPIY Distribution